Тестируем систему дистанционного обучения. Наши 10 проверенных временем принципов!
Система дистанционного обучения слушателей учебных курсов профессиональной переподготовки и повышения квалификации - давно уже не редкость в России, и можно уверенно сказать, что она давно отметила свой 10 -летний юбилей. Она давно успешно применяется как самостоятельная форма обучения, так и как важный элемент заочной, и даже очной форм обучения. В ней применяется широкий набор "технических инструментов": вебинары, каналы на Ютуб и в соцсетях, электронная почта и Интернет порталы, сами социальные сети, средства индивидуальной и групповой видео-телекоммуникации, облачные ресурсы, электронные учебники (интерактивные и не интерактивные). Каждая образовательная организация их использует в том или ином наборе... но, на наш взгляд, в первую очередь в качестве обучения (т.е. в его результативности в соответствии с заранее поставленными целями и задачами) играют методики обучения, которые потом за собой "тянут" эти самые технические инструменты.
Наша фирменная методика дистанционного обучения, как самостоятельная форма обучения и как важная часть заочного обучения (в этой форме 20-30% учебного времени ходит всё-таки в очной форме в удобное для слушателей время) складывается из следующих составляющих:
1. На основании Профессиональных стандартов (Стандартов профессиональных компетенций), Единой тарифно-квалификационной системы ( ЕТКС), требований рынка труда, пожеланий самих Заказчиков обучения (граждан, организаций) составляется Программа обучения (как для группы слушателей, так и для слушателей, обучающихся индивидуально). Кстати, в ходе обучения она свободно может по соглашению сторон учебного процесса меняться на 20-30% для повышения результативности обучения. В каждой программе обучения подробно прописываются цели обучения и вытекающие из этого задачи, методика обучения, ожидаемые результаты обучения. И мы смело можем говорить, что в этом вопросы мы работаем "не по шаблонам" и "не по старым лекалам"!
2. Тщательно составляется План - график обучения, которые основывается как на педагогической целесообразности следования учебных дисциплин, тем и вопросов обучения, так и на пожеланиях самих Заказчиков обучения. Он так же может корректироваться в ходе обучения.
3. Для слушателей - очников и заочников предлагается большой набор факультативных занятий в виде дополнительных бесплатных учебных курсов (отдельных дисциплин и тем их других учебных курсов), семинаров и тренингов. Организуется стажировка (на курсах профессиональной переподготовки она обязательна!).
4. Для каждого слушателя и для каждой учебной группы подбираются самые оптимальные инструменты обучения, исходя из педагогической целесообразности, пожеланий и возможностей самих Заказчиков.
5. Постоянно развивается электронная библиотека, которая пополняется учебным, нормативным и методическим материалом, как собственных разработок, так и скачиваемых извне (которые находятся в свободном доступе, а так же закупаемые на интернет - порталах). Хотя развивается и традиционная (классическая) библиотека. При этом слушателям предлагается помощь в покупке нужно литературы. 6. Тщательно подбирается преподавательский состав (у нас это только практикующие в свой предметного области специалисты), который в дистанционном обучении называется "тьюторами" (преподавателями - руководителями обучения). 7. Тщательно проводится " предполётный" (вернее - предучебный) инструктаж тьюторов и самих слушателей, для которых есть наши собственные методические пособия.
8. Тьюторы выполняю работу: последовательно высылают и рекомендуют учебный материал, высылают контрольные и тестовые (зачётные и экзаменационные ) вопросы , проверяют ответы слушателей, и высылаю проверенные ответы обратно. В случае необходимости, проводят Скайп-сессии и сессии по другим каналам видеокоммуникаций, рекомендуют познакомиться с видеоматериалом (как нашим собственным, так и в Ютуб), проводят поддерживающие вебинары и очные консультации, рекомендуют очные и заочные факультативные занятия.
9. Осуществляется тщательный контроль учебного процесса, как со стороны организаторов обучения, так и со стороны самих слушателей. В случае необходимости, учебный процесс оперативно корректируется. 10. Организуется стажировка слушателей (в программах профессиональной переподготовки она обязательна).
Слушателя постоянно получают необходимые профессиональные консультации от своих тьюторов - практиков.