8(800) 350-13-82
8(383) 221-26-41

Как относиться к дистанционному обучению «вообще» и « в частности» ?

     Как и многие беды в нашей стране (войны, экономические кризисы, природные катаклизмы, голод, эпизоотии и эпидемии), острая необходимость в дистанционном обучении совсем недавно внезапно (!?) «обрушилась» на головы школьников, студентов и слушателей, их родителей, а так же на преподавателей и организаторов обучения. Почему эти постоянные «внезапности» происходили в СССР и происходят в нынешней России – это отдельный вопрос обсуждения уровня общегосударственного стратегического и кризисного анализа, стратегического и ситуационного планирования, подготовки страны и населения к сложным ситуациям, информирования и влияния на поведение людей в них со стороны власти. Но почему наше общество оказалось не готово к казалось бы не очень сложному на первый взгляд вопросу дистанционному обучению?

     Дистанционное обучение появилось в России, как и многое другое, в конце 80-х годов прошлого века и было поначалу не очень заметно на фоне глобальных экономических и социальных преобразований с стране, хотя в ряде стран Европы оно начало набирать постоянно растущую популярность с 60-х годов. Люди старшего поколения помнят шутливое высказывание: есть отличное образование, хорошее, плохое и заочное. Поэтому по поводу дистанционного обучения (когда очного личного контакта обучаемых с преподавателями и организаторами обучения почти нет или нет вовсе) неприятие «на генетическом» (т.е. на ментальном) присутствует у многих и сегодня. И у тех, кто должен обучаться и помогать в обучении, и у тех, кто должен обучать. А это значит, что нет глубокого понимания методологий и технологий этого процесса, готовности к нему, и самое главное – желания во все это активно включаться и осваивать (по известному русскому принципу «подожди выполнять – вдруг скоро отменят»).

     Как в упрощении строится в России всем привычное очное профессиональное обучение взрослых людей в СУЗах, ВУЗах и в учебных центрах (процесс обучения в школе затрагивать в этой статье преднамеренно не будем, хоть надо отдать должное – система общего образования и система дополнительного образования детей оказались по ряду причин наиболее подготовленными к быстрому переходу на дистанционное обучение)? Преподаватели «читают» лекции, затем по ним и по написанным ими же «методичкам» проводятся практические занятия (семинары, лабораторные работы, расчётно-контрольные занятия, деловые игры, тренинги), иногда наиболее трудолюбивые в наиболее любознательные обучаемые читают рекомендованную учебную и нормативную литературу, очень – очень редко и мало кто смотрят рекомендуемые видеоуроки и даже вебинары. Далее могут идти написание курсовых или контрольно-расчётных работ. Ну и немного практике для энтузиастов на кафедрах добавляют Основной постулат очного обучения можно сформулировать так: мы вас все подготовим, разжуём и в ваш рот сами и положим. А вы зазубрите и отчитайтесь. Всё в итоге всеми делается по очень чётко составленному расписанию, конспекты и методички пишутся на много лет вперёд, у обучаемых , что называется , всё под рукой и в «очень разжёванном виде». Не надо никому из участников образовательного процесса почти ничего искать, не надо почти ничего осмысливать и выдумывать! Нет особых проблем ни у обучаемых, ни у преподавателей и ни у организаторов. А вот общие итоги при этом не самые лучшие: обучаемые не обладают хорошими навыками самостоятельного поиска, отбора, самостоятельного изучения и осмысления большого объёма учебной информации; преподаватели не очень стремятся изучать, нарабатывать и использовать новые знания и умения в своей предметной области, изучать и использовать современные инструменты обучения, замыкаются на уже имеющихся собственных или кафедральных конспектах и   методичках; организаторы обучения не обладают навыками организации не аудиторного обучения и работать с ситуации «управляемого хаоса». И ни первые, ни вторые и не третьи не обладают хорошими навыками грамотного культурного и профессионального общения по современным средствам коммуникаций. О том, как очно обучают студентов в технологически продвинутых странах надо рассказывать отдельно, но этот процесс не такой, как у нас…

     Как работает дистанционное профессиональное образование в принципе?

     Его постулаты такие: 1- Обучение есть ни что иное, как процесс управления самостоятельной познавательной активностью обучаемого; 2- Обучение очень интерактивно, т.е. обратные связи по современным системам коммуникации постоянные и очень быстрые; 3- Применяются самые разнообразные инструменты обучения, которые постоянно совершенствуются, их перечень постоянно расширяется; 4 – Не навязываются источники учебной информации (хотя никто не воспрещает составлять конспекты лекций), их обучаемые выбирают сами; 5 – За счёт постоянно высылаемых контрольных вопросов и направляется познавательная активность обучаемых, и происходит обучение быстрому поиску информации, её быстрому осмыслению, и проводится проверка результатов изучения и усвоения (особенно, если преподаватели умеют правильно формулировать для этого вопросы) .

     А дальше процесс дистанционного обучения (не автоматизированно-робототизированного на 100%, что является существенным «перекосом») строиться следующим образом: преподаватель каждой дисциплины (модуля, темы) начинает онлайн коммуникацию в со слушателями (группой, «индивидуалами»): знакомится, настраивает группу на продуктивную работу, высылает учебно-тематический план, рассказывает о своей технологии обучения и о своих «фишках» в нём, двигается последовательно по учебно-тематическому плану и высылает свой учебный материал и свои контрольные вопросы и иные свои домашние задания, рекомендует записанные видеоуроки и вебинары и сам проводит «свежие» , проверяет выполнение выданных заданий и их отправляется со своими комментариями обучаемым, отвечает на индивидуальные и групповые вопросы. При этом используем самые разнообразные онлайн сервисы.

     В итоге обучаемые в дистанционной форме более мотивированны на обучение и более сконцентрированы на нём, активно ищут новую учебную информацию и быстро её осмысливают, умеют обращаться с различными онлайн сервисами привыкают это делать на всю оставшуюся жизнь. Они всегда в процессе профессионального развития!

 

Михаил Гольдберг, директор Центра делового обучения «Сфера» , г. Новосибирск.

    Сайт www.цдосфера.рф    почта goldber57@mail.ru т. 8-905-951-99-83


Возврат к списку


Новости
20.04.2024

Успешно обучаем граждан пожилого возраста !

Подробнее...
15.04.2024

Принимаем участие в военно-патриотической воспитательной работе

Подробнее...
08.04.2024

Осваиваем новые направления обучения

Подробнее...
30.03.2024

Усиливаем работу по повышению профессиональной готовности выпускников!

Подробнее...

Анонсы мероприятий
23.04.2024

Начат набор в очередные группы обучения начинающих и действующих предпринимателей

Подробнее...
03.04.2024

Начинаем очередной набор слушателей на востребованные специальности

Подробнее...
13.02.2024

Тренинг- центр "Сфера" начинает свою работу в 2024 году

Подробнее...
05.12.2023

20 декабря состоится очередной Новосибирский предпринимательский Форум

Подробнее...
07.11.2023

11 ноября состоится БЕСПЛАТНЫЙ семинар: «ТЕПЛОЕ ПРИКОСНОВЕНИЕ-КИНЕСТЕТИКС»

Подробнее...

Отзывы
Добавить отзыв
25.04.2024Удачи вам и процветания в вашем таком благородном деле!

Посмотреть...
25.04.2024Хотим выразить слова огромной благодарности группа бухгалтеров 232!

Посмотреть...
16.04.2024Я очень рада, что получила Новый уровень знаний! Было очень полезно и интересно!

Посмотреть...
Все отзывы

наши статьи.jpg

учебный и методический материал



Яндекс.Метрика
Бесплатные семинары для предпринимателей